Вопросу кризиса трёх лет посвящено огромное количество трудов психологов, педагогов, педиатров. Но каждый раз родители приходят в ступор, сталкиваясь с этой проблемой. А ведь большинства серьёзных последствий этого периода жизни малыша можно было бы избежать вообще либо минимизировать, если бы мама и папа были подготовлены.
Особенности развития ребёнка 3 лет и причины кризиса
Период 3–4-летнего возраста — один из самых важных в жизни малыша и человека в целом. Именно на него приходится самый пик развития как физиологического, так и психологического. Активно формируются речь, навыки игры и взаимодействия с другими людьми. Происходит очень значимый психологический процесс — формирование «Я», осознание себя не частью мамы или папы, а отдельной личностью. И отсюда вытекает самая первая причина кризиса: ребёнок встаёт на новую ступень развития — становится личностью со своими желаниями, потребностями.
Развитие нервной системы и моторики
В возрасте 3–4 лет происходит резкий скачок в развитии крохи. Головной мозг совершенствуется настолько, что он координирует работу тела, и ребёнок в состоянии совершать несколько движений одновременно. Это огромное достижение для малыша. Ребёнок овладевает навыками различной деятельности. И то, чему он научится сейчас, останется с ним на протяжении всей жизни. Хорошо и очень стремительно развиваются крупная и мелкая моторика. А потому родители уже могут и должны вовлекать своё чадо в домашние дела, которые ему по силам. Это самое удачное время начать посещать детский сад, развивающие занятия для малышей, например, в детской театральной студии.
В 3 года детям полезно предлагать игры на развитие мелкой моторики: лепить из пластилина, нанизывать бусины на нитку, рисовать
Поведенческие изменения
Как же родители могут распознать приближающийся кризис? Один из важнейших показателей — это то, что ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. И если прежде карапуз, глядя на собственное отражение, говорил о себе в 3 лице, то теперь осознанно твердит: «Это я». Среди симптомов начавшегося кризиса можно отметить следующие:
- упрямство и строптивость;
- негативизм;
- своеволие;
- деспотичное поведение;
- обесценивание родителей как взрослых;
- истерики.
Главная фраза, которую малыш твердит в этот период постоянно: «Я сам». И неважно, что это будет: поставить любимую книжку на полку, помыть руки или есть ложкой суп. Малышу очень важно попробовать всё самому.
Статистические данные показали, что маленькие дети в возрасте 3–4 лет ежедневно произносят 12 тыс. слов и задают около 900 вопросов.
Как долго может длиться кризис 3 лет у ребёнка
Ни один специалист не сможет дать точного ответа, сколько же длится кризис 3–4 лет у ребёнка. Этот этап может продолжаться от нескольких месяцев до 2 лет. И в том, и другом случае это будет считаться нормой. Многое зависит от самого малыша и его эмоционального и психологического фона. Но стоит отметить, что большую роль будет играть и грамотное поведение родителей. Если папа и мама заранее попытаются подготовиться, то кризис пройдёт достаточно быстро и легко.
Сложности в воспитании в этот период
Родители в шоке. Их малыш, некогда такой милый и послушный, вдруг становится непохожим на себя. Демонстрирует резко негативное поведение. Наряду с этим, происходят вкусовые изменения ребёнка. Всё, что прежде вызывало у него восторг, оставляет равнодушным либо приводит в ярость. Родители не понимают, что происходит. Главный вопрос, который они задают себе:«Что случилось с нашим ребёнком?». Он демонстративно ломает свои любимые игрушки, вызывающе себя ведёт, перечит папе и маме, делает что-то назло, cловно проверяя реакцию взрослых: «А что, если…».
Именно в этот период, на удивление папы и мамы, малыш может отказываться от любимых им прежде вещей, будь то любимая булочка на полдник или сказка перед сном. Он озлоблен, капризничает и демонстрирует плохое поведение.
Во время кризиса 3 лет ребёнок может отказаться от любимых прежде вещей, еды и развлечений
Истерики, манипуляции
Кто из нас хотя бы раз не видел следующую сцену: на детской площадке малыш бросается на землю, требуя, например, машинку, а не лопатку. Кричит, бьётся в истерике. Под осуждающими взглядами и словами окружающих родители теряются. В этот момент чувство стыда ведёт их на поводу маленького провокатора. Ребёнок понимает, как можно быстро получить желаемое. И, ощущая свою власть над обезоруженными в этот момент взрослыми, делает всё, что ему хочется. Эта схема откладывается в его сознании.
Разногласия родителей в вопросе воспитания
Родители, сами того не осознавая, иногда провоцируют психологические проблемы у своих детей. Так, противоречивое воспитание в семье оказывает негативное влияние на формирование личности. Сколько примеров можно привести, когда взрослые не могут прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания собственного чада. Отсюда споры, непонимание, двойные стандарты и невозможность определить рамки дозволенного.
Если в семье один из родителей жёстко контролирует ребёнка во всём, не давая шанса на малейшую ошибку, а второй всё позволяет, то вряд ли ребёнок может понять, что же от него хотят, что есть норма и каких правил придерживаться. Он начинает приспосабливаться к ситуации, ищет защиты у одного родителя от другого. Ни к чему хорошему это не приведёт. Родители должны суметь договориться в первую очередь между собой. Иначе это вызовет конфликт между ними, что опять же скажется на эмоциональном и психологическом состоянии ребёнка.
Скандалы между родителями негативно отражаются на психологическом здоровье ребёнка
Подавление естественной активности малыша
Ещё одна нередко встречающаяся ситуация: родители «победили» — сумели своими активными действиями подавить волю ребёнка. Он становится тихим, послушным, абсолютно безынициативным. Малыш понимает, что лучше не выделяться, не пытаться что-либо сделать. В его понимании именно так он будет хорошим в глазах родителей. Это ещё одна крайность, которая в будущем сделает ребёнка не свободной и самодостаточной личностью, а забитым и полным комплексов человеком.
Боязнь потери близкого человека
Нередко в вопросах воспитания родители совершают грубые ошибки, в силу, может быть, своей неопытности. Конфликты между мамой и папой — серьёзное испытание для маленького человека. Каждый из родителей, вольно или нет, пытается перетянуть малыша на свою сторону, не понимая, насколько большую и недетскую ответственность возлагают на него. Ребёнка пугает вероятность потерять папу или маму, одинаково сильно им любимых. И, как следствие, он пытается быть максимально хорошим в глазах взрослых. А бывает и наоборот: малыш демонстрирует плохое поведение, что объединяет родителей, и они пытаются найти совместное решение проблемы.
Развод в семье, пережитый ребёнком в раннем детском возрасте, разрушителен для хрупкой и несформировавшейся детской психики. Но и совместное пребывание родителей ради ребёнка против их воли ни к чему хорошему не приводит. Ошибочно полагать, что в возрасте 3–4 лет дети ничего не понимают. У малыша формируется чувство глубочайшей вины.
Часто ребёнок считает себя причиной развода родителей
Антикризисные меры
Родители должны понимать, что всё, происходящее с их ребёнком, нормально и естественно. Начало кризиса у малыша не зависит от родителей или же их методов воспитания. А вот то, как быстро и удачно ребёнок выйдет из этого состояния, во многом основано на грамотном поведении взрослых. Иногда этот период проходит быстро и незаметно, но в основном достаточно бурно, на фоне таких важных изменений в детской психике:
- становления речи;
- социализации;
- развития самостоятельных навыков;
- формирования чувства безопасности;
- развития творческого потенциала;
- подражания действиям взрослых.
Развитие речи: сотни маленьких почему
В возрасте 3–4 лет словарный запас человека уже достаточно широк. Каждый день он впитывает новые знания. Происходит формирование картины окружающего мира. Дети легко и быстро познают и усваивают новое. Но не стоит увлекаться ранним развитием. Подача новой информации должна быть естественной и ненавязчивой. Основное занятие в 3–4 года — игра, и обучение должно быть соответствующим. Переутомление может вызвать потерю интереса.
Задавая множество вопросов, ребёнок накапливает знания об окружающем мире
Ежедневно малыш задаёт множество вопросов, тем самым учится общаться с близкими ему людьми. Как часто мы слышали: «Откуда идёт град? Почему птица летит и не падает?». Любознательность малыша вполне естественна, но может привести родителей в тупик, если, например, вопрос неудобный или взрослые сами не знают ответа на него. Необходимо максимально правдиво отвечать, не отмахиваясь и не отшучиваясь, ведь для малыша ваше мнение сейчас очень важно и авторитетно. Не спугните этот момент! В противном случае можно потерять доверие и уважение маленького человека.
Если же ответ на вопрос неизвестен самим родителям, нужно откровенно признаться в этом малышу. Так будет честно, а это — самое важное. В дальнейшем же следует попытаться совместно с ребёнком найти ответ, который будет доступен для детского восприятия.
Психологи утверждают, что, разговаривая с малышом о том, откуда берутся дети, нужно говорить правду, адаптированную под возраст ребёнка
Социализация: что такое хорошо, что такое плохо
Именно в возрасте 3–4 лет в жизни малыша происходит ещё один важный процесс — социализация. Он пытается понять, что хорошо, а что плохо. Ребёнок проверяет на прочность границы между собой и окружающим миром. Это довольно хрупкий момент, и важно его не упустить. Малышу обязательно нужно объяснить, что существуют правила, которые нужно соблюдать. У взрослых тоже могут быть свои желания и потребности.
Очень важно научить ребёнка любить, сопереживать и сочувствовать. Постепенно к нему придёт осознание того, что он — не центр Вселенной, а занимает определённое место, как и другие.
Социализация проходит намного быстрее и легче, если она совпадает с первым походом в детский сад. Но и здесь малыш может столкнуться с трудностями: новый большой коллектив, непривычный распорядок, обязанности, которых прежде может быть и не было. Это стресс для маленького организма. И ребёнку очень важно понимать, что мама и папа его любят, поддерживают и в трудную минуту придут на помощь. Родители же должны проследить за тем, чтобы привыкание к новой обстановке проходило успешно и малыш не испытывал проблем в общении со сверстниками. Если избежать трудностей не удаётся, необходимо вместе с малышом разбирать каждую конкретную ситуацию: прав ли он был в общении с другими детьми. Ребёнок должен понимать, что он не лучше и не хуже других детей. Просто другой. И несмотря на это необходимо учиться жить в социуме. Объясните малышу, где и когда необходимо поделиться, а в какой ситуации лучше сказать твёрдое «нет».
Необходимо учить ребёнка всегда поступать по справедливости, но уметь отстаивать свои интересы
Первые проявления собственной воли
Родители могут заметить, что малыш стал стремиться к самостоятельности. Часто можно услышать от него слова «Я сам». Конечно, ему не хватает навыков, быстроты и аккуратности, присущих взрослым. Но он всё равно пытается всё сделать сам: помыть кружку, застегнуть пуговицу и т. д. Не стоит мешать ему в этом. Движения ребёнка неуклюжие и неловкие, и многие родители спешат всё сделать за него. Или, раздражаясь, комментируют: «Быстрей, аккуратней» и т. д. Ни в коем случае нельзя поступать так. Для ребёнка важно понимать, что в него верят. Необходимо дать ребенку ему шанс проявить себя. Испытать небольшую победу, а может, потерпеть неудачу. Неловко, неуклюже, но самостоятельно. Только так формируется самооценка человека.
Ребёнок учится оценивать свои возможности, формируется его самооценка, что очень важно для будущего.
Навыки самообслуживания
Именно в возрасте 3–4 лет необходимо научить малыша первичным навыкам гигиены:
- мыть руки;
- аккуратно есть;
- самостоятельно ходить на горшок;
- одеваться при небольшой помощи взрослых.
Таким образом ребёнок опять же познаёт окружающий мир, приобретает жизненно важные навыки. Родителям не стоит выражать своё недовольство, ругаться, если малыш вольно или нет что-то сломал, испортил. Детям любого возраста свойственно любопытство, а это лишь попытка понять, как же всё устроено.
Творчество
Родителям в этот период очень важно попытаться направить энергию детей в нужное русло. Малыш рисует «шедевры»: часами старательно выводит «каляки-маляки». Или же строит из конструктора чудо-машины с 3 колёсами. Главное — дать малышу проявить себя, не пытаться всё исправить, сделать «как надо». Очень важно искренне хвалить старания малыша, даже если что-то не совсем удалось. Именно это мотивирует кроху в следующий раз постараться ещё больше. Ни в коем случае не осуждать, не смеяться. Ребёнок может замкнуться, перестать проявлять себя, чтобы избежать критики.
Любое занятие, будь то лепка, рисование или игра с бусинами, тренирует мелкую моторику малыша, мозг активно развивается, что просто необходимо для последующей подготовки к школе.
Родители должны хвалить малыша за стремление творить, избегая при этом критики
Копирование: игра во взрослую жизнь
Возраст 3–4 лет — период, когда дети во всём подражают родителям или другим значимым для них взрослым. Малыши играют во взрослую жизнь, профессии, подражают действиям того, чья личность авторитетна в их глазах. Например, лечение плюшевого мишки либо поездка кукол в детский сад на автомобиле. Очень важно особое внимание уделять тому, в какие игрушки играет ребёнок. Они не должны быть чрезмерно яркими, агрессивными. Лучше выбирать максимально реалистичные игрушки, в которых легко узнаваемы задуманные герои.
Играя, малыш моделирует ролевые сюжеты из жизни взрослых. Он строит свой маленький мир — подобие настоящего.
Помощь специалиста
Благополучно пройдя кризис своего крохи, мама, папа и другие члены семьи должны усвоить самое важное: ребёнок, даже маленький, — отдельная единица, уже формирующаяся личность. Необходимо уважать его желания, интересы, считаться с его стремлением к миропознанию и самостоятельности. Взрослые обязательно должны научиться договариваться в особо важных вопросах по воспитанию ребёнка, сохранять эмоциональный контакт с ним и адекватные границы дозволенного.
А если родители, как им кажется, сделали абсолютно всё, чтобы помочь ребёнку справиться с первыми серьёзными сложностями в его жизни, но что-то пошло не так, и проблема не ушла, а только усугубилась? Что же делать тогда? В этом случае не обойтись без помощи специалиста — детского или семейного психолога. Ведь поведение детей — во многом отражение картины семьи, и кто, как не специалист, может разобраться в этом вопросе. Он сможет точно выявить причины проблемы, помочь преодолеть разногласия. А также даст ценные рекомендации по выработке навыков более эффективного поведения по отношению к ребёнку в той или иной ситуации.
Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и др
Доктор Комаровский о кризисе 3 лет
Известный и очень популярный сегодня среди мамочек педиатр Евгений Комаровский утверждает, что «корень проблемного поведения ребёнка лежит в его стремлении к самостоятельности». Доктор рекомендует соблюдать три педагогических правила, которые позволяют справляться с непослушанием малыша в целом и смягчить проявления кризиса в частности:
- Количество «нельзя» необходимо свести к минимуму. Родителям это слово нужно стараться произносить крайне редко, но от малыш должен беспрекословно его выполнять. Это будет стоп-слово и сигнал для ребёнка, указывающий на опасность. И тогда «нельзя баловаться со спичками», «нельзя ходить зимой без шапки» и другие воспитательные запреты не затеряются среди множества других несущественных ограничений. Малыш поймёт, насколько важно соблюдать «нельзя».
- Родители должны придерживаться единой позиции воспитания. Если мама против, значит, и папа должен её поддержать в каком-то принципиально важном вопросе и тоже сказать: «Нет!». Несогласие в принципах воспитания обнуляет родительский авторитет в глазах ребёнка.
- Не допускать никакой двусмысленности слов. Нет — означает НЕТ. Недопустимо слишком часто использовать это слово. Но если оно уже сказано сегодня, то завтра ни в коем случае не может трансформироваться в «да». Абсурдно и непонятно для малыша сегодня запрещать ребёнку играть в папином кабинете, а завтра разрешить «лишь бы не мешал».
Особое внимание доктор Комаровский уделяет детским истерикам: это способ манипуляции родителями. Когда такое происходит, врач рекомендует взрослым всем своим видом демонстрировать абсолютное безразличие и спокойствие: выйдите из комнаты с улыбкой или продолжите свои дела.
Людмила Петрановская о кризисе 3 лет у детей — видео
Кризис 3-летнего возраста можно преодолеть, не допустив каких-либо неприятных последствий. Самое важное — понять, что же необходимо вашему ребёнку, разумно подойти к вопросу воспитания и убедиться, что малыш знает, что его любят и понимают. Только в таком случае кризис раннего возраста пройдёт быстро и безболезненно.
Частые вопросы
Какие типичные признаки кризиса 3 лет у детей?
В этом возрасте дети могут проявлять непослушание, капризы, агрессию, страхи, непостоянство настроения, отказ от сна и еды.
Какие стратегии могут помочь родителям во время кризиса 3 лет у детей?
Важно поддерживать режим дня, устанавливать четкие правила и границы, проявлять терпение и понимание, уделять внимание эмоциональным потребностям ребенка.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь сохранять спокойствие и терпение, когда ваш ребенок проходит через кризис 3 лет. Он испытывает новые эмоции и чувства, и ему нужна ваша поддержка и понимание.
СОВЕТ №2
Предоставьте ребенку возможность самостоятельно исследовать мир вокруг себя. Дайте ему выбор и возможность делать некоторые решения самостоятельно, это поможет ему развивать самостоятельность и уверенность в себе.
СОВЕТ №3
Уделите внимание режиму дня и здоровому сну. Регулярные сон и отдых помогут уменьшить стресс и улучшить настроение как у вас, так и у вашего ребенка.